Проблемы и вызовы в борьбе с торговлей людьми в Центральной Азии

18 Января 2017, Среда

«Еще одной проблемой, усложняющей борьбу с торговлей людьми, является недостаточное и не всегда качественное освещение этой проблемы в СМИ региона. Например, зачастую журналисты явно ограничиваются констатацией факта торговли людьми, но не более», — эксперт Зайнаб Дост поднимает проблему торговли людьми в Центральной Азии. 

 

Проблема определения масштабов тоpговли людьми

Торговля людьми – одно из самых трудно доказуемых преступлений.  В Центральной Азии жертвы таких преступлений не всегда желают обращаться в правоохранительные органы, а их менталитет не позволяет  раскрывать случаи торговли людьми и занятие проституцией, что мешает оценить реальные масштабы этой угрозы.  На данный момент, cуществуют лишь отдельные данные о траффикинге, т.е. торговле людьми, однако о реальных цифрах жертв торговли людьми можно лишь догадываться.

B Казахстане, например, ежегодно регистрируют до 400 фактов торговли людьми. В Таджикистане, по итогам 2015 г. было зарегистрировано 59 фактов.  Власти Узбекистана сообщили о 696 следственных процессах, 372 уголовных дел и 460 осуждённых за преступления в области торговли людьми в 2015 г.. По данным МВД Республики Узбекистан, в 2015 г. жертвами торговли людьми стали 924 человека, 784 из них были вывезены за пределы страны .

Существует разница между данными официальных ведомств и оценками наблюдателей по проблеме траффикинга. Так, если в Кыргызстане Международная Организация по Миграции (MOM) отметила 175 фактов торговли людьми за первое полугодие 2016 г., то по информации МВД Кыргызстана за тот же период, было выявлено всего 8 фактов торговли людьми. В свою очередь, в 2015 г. власти Туркменистана выявили 12 жертв торговли людьми [6], в то время как международная организация отметила помощь 40 жертвам траффикинга в том же году. Государственные органы Таджикистана выявили 8 пострадавших в 2015 г., в то время как отчёты неправительственных организаций и международных организаций указали на оказание поддержки 56 жертвам торговли людьми

Виды и маршруты торговли людьми региона

В Центральной Азии наблюдаются два основных вида траффикинга: торговля людьми с целью превращения их в рабов и торговля женщинами и детьми для сексуальной эксплуатации.

Продажа мужчин Центральной Азии в качестве рабов на стройках, полевых работах – установившаяся реальность. Финансовые трудности и  нестабильный заработок в странах региона побуждают людей становиться мигрантами и некоторые из них попадают в рабство. Согласно некоторым исследованиям, в группу риска входят мужчины из Центральной Азии в возрасте от 18 до 34 лет, не имеющие высшего или профессионального образования, преимущественно жители отдаленных регионов. Так, мужчины из Узбекистана подвергаются принудительному труду в Казахстане, России и Украине в сфере строительства, нефтедобычи, сельского хозяйства, торговли и пищевой промышленности. Такая же участь постигает и других граждан региона. Например, кыргызстанцы выезжают на заработки в Россию и подвергаются принудительному труду в сельском и лесном хозяйстве, и в текстильной промышленности.

В свою очередь, женщины Центральной Азии оказываются в ловушках сексуального рабства. Узбекистанские женщины и дети подвергаются эксплуатации на Ближнем Востоке, в Евразии и Азии. В мае 2016 г., спецслужбы Узбекистана пресекли деятельность преступной группы, занимавшейся поставкой девушек для занятия проституцией в Турции. В ноябре 2016 г. в Малайзии, силами полиции и международных организаций из сексуального рабства было освобождено 17 девушек из Узбекистана.

K сожалению, не всем женщинам суждено благополучно выбраться из рабства. В конце 2015 г., СМИ Индии написали об убийстве двух узбекистанок Шахнозы Атабаевой и Шахнозы Шукуровой в городе Дели. Следствие обнаружило, что Шахнозе Атабаевой уроженке города Хорезма, была обещана работа экономки в Индии, но она была принуждена к занятию проституцией. Печальная судьба была и у другой Шахнозы, убитой одним и тем же сутенёром, который заманивал девушек в ловушку со своей женой, уроженкой Узбекистана.

Нужно отметить, что рабство происходит и внутри региона. Из-за относительного благополучия, Казахстан является страной не только происхождения, но и страной назначения. Например, история одного молодого человека из города Джиззах в Узбекистане, повествует о том, что знакомая обещала ему месячный заработок в размере 500 долларов США за выращивание дынь и арбузов в Казахстанском районе Джетисай. В действительности парень 1993 г. р. и его друг были проданы вербовщицей хозяину бахчи, который отобрал их паспорта и заставил их работать в адских условиях. Лишь под конец сезона, с помощью другого человека, ему удалось бежать обратно в Узбекистан.

Судя по оценкам, доля жертв трудового рабства граждан Центрально-Азиатских стран превалирует над числом жертв сексуальной эксплуатации. По данным Управления ООН по борьбе с организованной преступностью и торговлей наркотиками (UNODC) за 2016 г., из выявленных жертв траффикинга в Центральной Азии 63% являлись мужчинами, 31% женщинами, 4% и 2% детьми женского и мужского пола, соответственно. В то же время данные варьируются по странам — в 2014 г. в Казахстане и Узбекистане было выявлено больше жертв трудового рабства, в то время как в Таджикистане было зарегистрировано больше случаев жертв сексуального характера.

Существующие механизмы борьбы с торговлей людьми

Законодательство стран Центральной Азии создает все предпосылки для успешной борьбы с торговлей людьми. Все страны Центральной Азии расценивают торговлю людьми как уголовное преступление и дают определение этому криминальному действию. Государства являются участниками Конвенции OOH против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.). За исключением Казахстана, страны также ратифицировали Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющий Конвенцию 2000 г.

В Узбекистане действует Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, координирующая деятельность государственных органов, махаллей (органов самоуправления граждан) и неправительственных организаций (ННО) в борьбе с торговлей людьми. Правительство Узбекистана финансирует функционирование Ташкентского реабилитационного центра для мужчин, женщин и детей с официальным статусом жертвы, который оказал помощь 503 жертвам в 2015 г., по сравнению с 369 в 2014 г. В целях информирования населения о последствиях торговли людьми, на территориях махаллей устанавливаются баннеры. В стране также регулярно показываются фильмы и осуществляются театральные постановки на эту тему.  Своеобразной мерой против торговли людьми является тот факт, что женщинам и девушкам до 35 лет следует брать разрешение от своих родителей или мужей для выезда за рубеж.

В Казахстане в мае 2014 г., правительством утвержден План мероприятий по профилактике, предотвращению и борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми на 2015-2017 годы. В целях признания лиц жертвами торговли людьми, независимо от наличия возбужденного уголовного дела, разработаны критерии оценки наличия жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации лица.

В Таджикистане, при Управлении по борьбе с организованной преступностью (УБОП) МВД, при поддержке США, действует Центр по противодействию торговле людьми.  В 2014 г. был принят новый закон «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми», предусматривающий за преступления более суровое наказание.  Как и Узбекистан, Таджикистан регулярно проводит мероприятия с целью освещения проблем торговли людьми, включая постановку театральных спектаклей.

В Кыргызстане в 2015 г. Госслужба по миграции совместно с международными организациями разработала законопроект о внесении соответствующих поправок в закон «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми». Также была создана межведомственная рабочая группа, занимающаяся разработкой критериев определения жертв торговли людьми.

В Туркменистане в 2014 г. была создана рабочая группа по борьбе с торговлей людьми из представителей госаппарата и общественных организаций. Недавно правительство страны также определило Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми на 2016-2018 годы, что рекомендовалось международными наблюдателями в 2015 г.

Правительства стран Центральной Азии также сотрудничают с неправительственными организациями, с зарубежными партнёрами в области противодействия торговле людьми. Так, страны работают вместе с представительствами ООН, ОБСЕ, МОМ и UNODC, участвуя в программах по предотвращению торговли людьми и защите жертв.

Вызовы в борьбе с торговлей людьми

Экономическое неравенство и отсутствие возможностей обеспечить достойный уровень жизни толкает многих людей на миграцию. В Центральной Азии, как и во многих постсоветских странах, успех порой ассоциируется с эмиграцией за рубеж или хотя бы временными заработками за границей. В связи с этим, многие неопытные молодые люди попадают в ловушку работорговцев, которые заманивают жертв, обещая хороший доход.  Анализируя данные доклада UNODC за 2011 — 2014 годы, видна прямая связь между валовым национальным доходом на душу населения и трансграничной торговлей людьми.

Ещё одной проблемой, усложняющей борьбу с торговлей людьми является недостаточное и не всегда качественное освещение этой проблемы в СМИ региона. Например, зачастую журналисты явно ограничиваются констатацией факта торговли людьми, но не более.  По докладу проекта ОБСЕ, в Кыргызстане около 70% отслеживаемых печатных и электронных СМИ за период 2012-2015 годов лишь передавали информацию, в то время как новости-расследования, которые могли бы формировать мнение читателей и отношение к проблеме торговли людьми, были редкостью. Схожая ситуация наблюдается при взгляде на материалы журналистов других стран. Понятно, что общественные стереотипы не всегда позволяют включать информацию о реальных историях жертв торговли людьми, однако репортёры должны понимать, что замалчивание проблемы может сказаться негативно на информированности общества об угрозе современного рабства.  Например, в узбекистанских СМИ, нужно отметить, что проблемой является самоцензура журналистов и редакций считающих, что рапортовать нужно исключительно о позитивном.

Определённым вызовом борьбе против торговли людьми является недоверие жертв траффикинга к правоохранительным органам и отсутствие обращений за помощью.  Согласно представителям ОБСЕ, в Таджикистане, в первый раз люди охотнее обращаются к неправительственным организациям, нежели в органы внутренних дел.

Схожая ситуация и в других странах, где может быть несколько причин. Во-первых, на данный момент присвоение статуса жертвы —  не совсем отлаженная процедура. Наличие заявления одной жертвы бывает недостаточным. Так, например, в Казахстане выявление жертв порой зависит от успешности расследования и судебного преследования. В Кыргызстане схожая ситуация — закон принят, однако доказать торговлю людьми очень трудно, а по статьям уголовного кодекса обязательно. В Таджикистане, как и в других странах региона, отмечается недостаточная роль НПО в определении статуса жертвы торговли людьми. Во-вторых, незнание правовых норм, навыков в отношении защиты прав жертв преступлений, зачастую приводит к повторной виктимизации жертв и их дискриминации.

В некоторых случаях по отношению к людям, попавшим в рабство, применяются наказания за пересечение границ нелегальным образом и депортация. В-третьих, особой проблемой является и коррумпированность отдельных представителей правоохранительных органов. Так, по некоторым обвинениям, отдельные представители милиции Кыргызстана эксплуатировали женщин — жертв торговли людьми (включая жертв менее 18 лет) и брали взятки от перевозчиков, чтобы не начинать уголовные дела в отношении последних. Нельзя исключать тот факт, что торговля людьми в Центральной Азии, как и во всём мире, осуществляется не без помощи отдельных коррумпированных представителей правоохранительных и пограничных органов. Выявление, осуждение в СМИ и устранение подобных случаев, тоже один из важных шагов борьбы в торговле людьми.

Рекомендации 

Во-первых, признать, что повышение уровня журналистики и освещения данной проблемы в СМИ – жизненная необходимость в XXI веке. Правительства стран Центральной Азии должны создать условия для безбоязненного освещения угрозы торговли людьми государственными и негосударственными СМИ.  Журналистские расследования, публикация реальных историй с прослеживанием маршрутов траффикинга могут сделать очень многое для населения, нежели лаконичные сообщения о фактах торговли людьми.

Необходимо дать НПО больше возможностей для публикации своих отчётов и наблюдений в СМИ региона. В Узбекистане, торговля людьми действительно освещается на телевидении и на радио в виде специальных передач и на интернет-порталах. Например, Управление по противодействию торговле людьми и координации мероприятий по длительно отсутствующим лицам при МВД Республики Узбекистан публиковало серию информации о реальных случаях торговли людьми в 2015 г. Однако, журналисты могли бы дополнить информацию правоохранительных органов, специальными репортажами, делая акцент на человеческой истории.  В свою очередь, баннеры и листовки против торговли людьми должны присутствовать во всех международных аэропортах, вокзалах и приграничных пунктах стран Центральной Азии. Также нужно помнить значимость цифровых СМИ, так как именно они используются молодыми людьми. В 2014 г. в Узбекистане отмечалась практика отправления СМС для предупреждения торговли людьми. Учитывая популярность социальных сетей, правоохранительные органы могут распространять информацию по соответствующим каналам,  включая мобильные приложения Telegram, IMO, Viber, а также через сети  Facebook, Одкоклассники и т.д.

Во-вторых, на данный момент, профилактические меры в странах Центральной Азии, в основном нацелены на проведение отдельных тренингов и выступлений в учреждениях высшего и специализированного образования. Однако, поскольку жертвами торговли людьми часто оказываются люди без высшего образования (хотя и здесь есть исключения), превентивные меры должны делать упор на информирование людей, начиная со средних школ. Правительства стран Центральной Азии при содействии психологов, НПО, правоохранительных органов и международных партнеров могли бы организовать программу регулярных тренингов для того, чтобы предупреждать подрастающее поколение об опасностях незаконной работы за рубежом. Тренинги могли бы включать информацию о реальных историях жертв торговли людьми и опираться на защиту прав человека и человеческого достоинства, закреплённых в конституциях стран Центральной Азии. Более того, программа могла бы включать предупреждения о схемах и путях действий вербовщиков, отмечая то, что ими зачастую оказываются родственники и знакомые. Соответственно, необходимо сделать нормой проверку любой информации и заманчивых предложений о работе за рубежом через посредников. Как правило, ни одна легитимная компания не набирает себе сотрудников из других стран без оформления соответствующих договоров.

В-третьих, необходимо создать единую региональную электронную базу для отслеживания преступлений, связанных с торговлей людьми. Учитывая внутренний траффикинг в регионе, правоохранительным органам необходим постоянный обмен информацией для координации своих действий.  Создание подобной базы может быть начато правительствами стран при содействии международных доноров. Ее можно основать как независимый проект либо претворить в жизнь при уже существующих аналитических центрах информации. Помня о взаимосвязи торговли людьми с другими видами организованной преступности, в частности, террористическими группировками и торговцами наркотиков, можно было бы создать подобный ресурс при Центральноазиатском региональном информационным координационным центре по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств (ЦАРИКЦ).

Другим вариантом может быть разработка проекта в рамках работы антитеррористических структур ввиду связи террористических организаций и торговлей людьми. Известно, что т.н. «Исламское государство» организует рынки, где женщины и дети открыто продаются.  Так, международные организации сообщили о кыргызстанцах, которые присоединились в боевикам ИГ, впоследствии были вынуждены оставаться с ними против своей воли. Создание подобного информационного ресурса и открытый доступ к нему могло бы позволить журналистам готовить материалы о том, что подобно террористическим группировкам, траффикинг видит людей лишь в качестве “мяса” для политических и коммерческих целей.

В-четвертых, нужна большая координация в отслеживании и ограничении действий криминальных структур, задействованных в торговле людьми в России, Казахстане, странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Так, необходимы совместные и регулярные контакты правоохранительных органов соответствующих стран и предоставление рекомендаций для органов исполнительной власти. Ограничение спроса на живой товар в странах назначения повлечет падение предложения в странах происхождения.

Наконец, важно создание рабочих мест и практика экономических свобод при обязательной диверсификации экономик Центральной Азии. Создание возможностей для предпринимательства и отход от сырьевой направленности экономик – большая задача перед странами региона. В этом усилия правительств должны быть объединены с усилиями представителей НПО, СМИ, академических кругов, общественными и культурными деятелями и донорскими организациями.

Зайнаб Дост

Источник: Cabar.asia

Поделиться в